— С чего ты взяла, что я мечтаю жить вместе с вами? Да, я не отказываюсь с внуками помогать — я их очень люблю, — и денег вам подкидываю, если ты забыла. Но жить я хочу отдельно.
— Вот, значит, как ты меня и внуков любишь? — зло прищурилась Карина. — Свой комфорт тебе, значит, дороже? А то, что мы ипотеку из последних сил платим, тебе всё равно?!
Алла Аркадьевна считала, что дочь свою Карину она воспитала хорошо.
В основном ей приходилось делать это одной, поскольку муж постоянно пропадал на работе, а когда девочке было 12 лет, неожиданно скончался.
Но она со всем справилась.
Правда, мать её была по этому поводу немного другого мнения.
— Уж слишком своенравная у тебя Каринка, — вещала Елена Анатольевна. — Ты бы приструнила её, пока не поздно, а то наплачешься потом.
— Мама, ну что ты говоришь? — возмущалась в ответ Алла Аркадьевна. — У тебя прекрасная внучка! Да, может, не слишком способная, зато красивая и добрая.
— Ну да! — не унималась мать. — Учиться не захотела: курсы парикмахерские — разве это учёба? Да и работает через пень колоду.
— Мы сами разберёмся! Не всем академиками быть, зато из Карины получится прекрасная мать и жена.
Елена Анатольевна в ответ только сокрушённо качала головой. Она очень сомневалась в этом, поскольку внучка и к ведению домашнего хозяйства проявляла мало интереса.
Карина замуж вышла в 23 года за симпатичного менеджера Дениса, старше её на три года.
Парень показался Алле Аркадьевне неплохим — добрым, заботливым, он явно был влюблён в невесту.
Возражать против свадьбы она не стала, как и против того, чтобы молодые жили вместе с ней в её «двушке».
Прожили они вместе всего год, а потом Карина заявила, что им с Денисом нужно жить отдельно.
Это, конечно, была замечательная идея, только где именно жить молодым? Вариант со съёмом жилья отмели сразу, а для первого взноса по ипотеке у них денег не было.
Вздохнув, Алла Аркадьевна согласилась продать свою «двушку», дом покойной матери в деревне (за копейки) и старую машину мужа. Всё, что у неё, собственно, было.
Предполагалось, что себе она купит скромную «однушку», а остальное пойдёт на первоначальный взнос по ипотеке для молодых.
— Мы хотим трёхкомнатную квартиру, — заявила Карина. — Планируем двух детей родить — нам всем где-то же надо жить.
Денис только молча кивал — соглашался с женой, как обычно.
— Мы не будем ничего продавать! — отрезала сватья Юлия Тимофеевна. — Они молодые, здоровые — пусть сами на всё зарабатывают. Будем мы ещё на старости лет в какой-то конуре ютиться из-за их хотелок!
Её муж, Виктор Олегович, молча согласно кивал по примеру своего сына.
«Внешне он сильно изменился, а вот характер такой же — ровный и покладистый», — отметила про себя Алла Аркадьевна.
Они были знакомы — когда-то очень давно маленький Витя приезжал в гости в её родную деревню, — но почему-то теперь в этом не признался.
Может, не узнал её, а может, просто не помнит события тридцатилетней давности?.. И она промолчала во избежание лишних вопросов−расспросов.
Алла Аркадьевна от своих планов помочь молодым отказываться не стала. Вот так она и оказалась в небольшой, очень уютной студии, а дочь с зятем поселились в «трёшке» в новостройке неподалёку. Все были довольны.
А вскоре выяснилось, что Карина беременна, да ещё и двойней!
— Не зря о жилплощади такой позаботились, — довольно улыбалась она. — Теперь будет у нас полный комплект, настоящая семья!
Карина была абсолютно счастлива. Ещё бы! И муж у неё хорошо зарабатывающий, и квартира прекрасная, а ещё и сразу два ребёнка родятся. Полный комплект! Она и беременность хорошо перенесла, и родила здоровых мальчиков — Андрея и Богдана.
Вот только оказалось, что с малышами не так-то просто управляться. Она и с одним-то не особо знала, что делать, а уж с двумя…
Но у неё же мама есть, которая всё сделает для своей доченьки — в этом Карина была абсолютно уверена с самого детства.
Мама не подвела — взяла на работе отпуск и целый месяц провела в квартире супругов, помогая дочери во всём. И всё же ей нужно было возвращаться на работу.
— Ма−а−ам, — заныла Карина, — может, ты уволишься? Как я одна-то с мальчишками буду?..
— Ничего, справишься. Малыши спокойные — все в отца и деда, видимо. Техники у тебя всякой полно — ни стирать, ни полы мыть руками не надо. На кухне тоже «помощников» полно.
А мне работать надо. Как мы все жить-то будем на одну зарплату Дениса? — твёрдо ответила мать.
Карина губы надула, даже пару дней с матерью не разговаривала, однако деваться некуда — без родительницы всё равно как без рук.
Ведь она чуть ли не каждый день после работы приезжает, помогает, нянчится с малышами, даёт доченьке отдохнуть.
Так незаметно и три года пролетело. Андрея и Богдана отдали в детский сад, сама Карина смогла на работу выйти, только сделала она это без особого энтузиазма: «У меня двое детей на руках, и так как белка в колесе кручусь», поэтому главным добытчиком в семье оставался Денис.
И когда вдруг у него в компании сменилось начальство, и начались увольнения, это стало настоящим ударом для семьи.
Другую работу муж, конечно, нашёл, только платили там меньше, да ещё показать себя нужно было, поэтому он пропадал там чуть ли не сутками. Совсем Карине не помогал.
И мать стала приходить гораздо реже. При этом появлялась вся такая довольная, даже помолодевшая — чуть ли не лучше замученной (это сама Карина так считала) дочери выглядела.
— Ты кавалера, что ли, себе завела? — однажды не выдержала Карина.
— А что, нельзя? — Алла Аркадьевна вроде бы немного смутилась, но ответила с улыбкой.
— Мам, ну какие кавалеры в твоём возрасте? — фыркнула Карина. — У тебя вон внуки уже, ты бы о них подумала.
— Я обо всех вас всё время думаю, — отрезала мать. — Мне 48 лет только, и я ещё могу устроить свою личную жизнь. Странно, что ты как будто этому не рада.
— Ой, ерунду не говори!
С деньгами в молодой семье по-прежнему было туго, несмотря на регулярную помощь Аллы Аркадьевны и периодическую — родителей мужа. Ипотека эта проклятая никак не заканчивалась, на неё уходила большая часть доходов супругов.
И тут Карину озарило: нужно, чтобы мать переехала к ним! Тогда её квартиру можно сдавать — ипотека быстрее погасится! — да и с детьми родительница прекрасно поможет.
У Карины станет больше времени на себя, а то вон в зеркало стр.ашно смотреть! Ну и, может, она работать станет больше…
— Ты сама это придумала или кто подсказал? — удивилась мать, услышав эту идею.
— Сама! — довольно ответила Карина, не замечая недовольства Аллы Аркадьевны. — Я уже узнала. Тут универ неподалёку, поэтому за аренду можно хорошие деньги брать. Да ты же сама понимаешь, что так будет лучше всем!
— Всем? С чего ты взяла, что я мечтаю жить вместе с вами? Да, я не отказываюсь с внуками помогать — я их очень люблю, — и денег вам подкидываю, если ты забыла. Но жить я хочу отдельно.
— Вот, значит, как ты меня и внуков любишь? — зло прищурилась Карина. — Свой комфорт тебе, значит, дороже? А то, что мы ипотеку из последних сил платим, тебе всё равно?!
— Не передёргивай. Я помогаю вам, чем могу, но и своя жизнь, своя территория у меня же должны быть.
А ты могла бы и побольше работать — дети целый день в саду, а ты в салон выходишь на три часа только.
— Да у меня и так дел по горло! Знаешь что?.. — задохнулась от возмущения Карина.
Мать спокойно на неё посмотрела.
— Что?
— Ничего, — буркнула в ответ Карина, сдержав готовые сорваться с яз..ыка слова «ты мне не мать тогда». Не нужно горячиться, сможет она всё-таки добиться своего постепенно. — Пойдём покажу тебе, что внуки твои нарисовали.
Однако как потом ни старалась Карина, мать стояла на своём. Она хотела жить отдельно от них, и точка.
— Ты меня совсем не любишь, — разрыдалась Карина, в очередной раз за месяц получив отказ. — Мы же твоим внукам не всё дать можем, потому что денег не хватает…
— Кариночка, не выдумывай. У мальчишек всё есть…
— Нет! — вдруг взвилась дочь. — Ты мне скажи, ну скажи почему?! Почему ты упёрлась, когда всегда была на моей стороне?! Или я больше не буду с тобой разговаривать никогда!
— Я встречаюсь с мужчиной, — немного помолчав, ответила Алла Аркадьевна. — Нам негде больше встречаться.
— Он б…мж, что ли?
— Он женат.
— Мама?!
— Я не хочу это с тобой обсуждать.
— Ладно. Но почему ты никогда о нём мне не говорила? Кто он? Фото есть? Как зовут?
Карина засыпала её вопросами, но ответить на них Алла Аркадьевна не могла.
Как объяснить дочери, что они с отцом Дениса любят друг друга? Он узнал её тогда, на ужине в честь знакомства родителей жениха и невесты. Но побоялся признаться, поскольку сразу понял, что неравнодушен к ней.
Как рассказать, что только через два года Витя рассказал ей о своих чувствах, и она осознала, что тоже тянется к нему?
Теперь она самая счастливая женщина на свете, несмотря на то что любимый женат. Да она даже себе ничего объяснить не может!
Алла Аркадьевна так и не назвала имя и не показала дочери своего л..вника. Карина обиделась, но хотя бы отстала от неё со своей идеей переезда. Впрочем, учитывая характер дочери, можно предположить, что та скоро всё выяснит.
О том, что будет потом, Алла Аркадьевна старается не думать.
Поездка