– Лера, как Новый год встречать будем? – спросил муж двадцать седьмого декабря.
– У тебя есть какие-то предложения? – поинтересовалась она.
– Нет. Думал, может, ты что придумаешь, – ответил Олег.
– Мама звонила, предлагает встретить вместе. Ты не против?
– Не против. Мы к ним или они к нам?
– Они к нам. Чтобы Матвея не таскать. Мама поможет мне приготовить. Посидим. После двенадцати пойдем погуляем, проводим родителей и спать. Зато первого не будем ходить по квартире, словно зомби, – сказала Лера.
– Договорились, – согласился Олег.
Но…
На следующий день Лере позвонила свекровь.
– Здравствуйте, Жанна Игоревна! С наступающим вас, – поздравила ее Лера.
– И тебя тоже, – ответила та. – Я вот что звоню: вы в этом году никуда не идете? Дома остаетесь?
– Да. Мои родители придут. Посидим вчетвером, – ответила Лера.
– Вчетвером скучно. Тогда, знаешь, мы к вам придем, – сообщила Жанна Игоревна.
– Вы с Эдуардом Петровичем? – уточнила Лера.
– Мы с ним, Люся, Ирочка с мужем и детьми. Всего семеро. Квартира у вас трехкомнатная, тесно не будет. Тем более, что ночевать мы не собираемся – посидим и по домам.
– Хорошо. Только Жанна Игоревна, мы в этот раз накрываем стол вскладчину: по одному блюду с человека. Мама сделает салат «Шапка Мономаха» и испечет свои коронные расстегаи с рыбой. Я приготовлю горячее и рулет из индейки с грибами и сыром. С вас пять любых других блюд. Детей я не считаю.
– Лера, ты что? Приглашаешь гостей и требуешь, чтобы мы еду с собой принесли? – возмутилась свекровь.
– Жанна Игоревна, когда я приглашала вас на свой день рождения, я с вас ничего не требовала. А в этот раз я вас не приглашала, вы, можно сказать, «самопригласились». Поэтому все на равных. Хотите праздновать с нами, тогда на этих условиях. Если вас это не устраивает, тогда мы и без вас, с моими родителями, спокойно посидим. Вы посовещайтесь с Ирой и Люсей и завтра позвоните мне, чтобы я точно знала, ждать вас или нет. Да, чуть не забыла: насчет горячительного – каждый приносит с собой то, что будет пить. Морс для детей я сварю.
Кто-то из тех, кто не знает характер Жанны Игоревны, мог бы осудить Леру. Но родня и близкие знакомые точно бы посмеялись над тем, какие условия она выдвинула свекрови.
Дело в том, что Жанна Игоревна была большой любительницей ходить в гости, причем всегда за чужой счет.
У нее в блокноте был составлен список всех родственников, которые проживали в шаговой доступности – дни рождения их, их мужей или жен, детей и даже родителей. Дня за три она звонила будущим именинникам и выясняла, будут ли они собирать гостей.
Все было бы ничего, но Жанна Игоревна когда-то в молодости окончила кулинарное училище, правда, по специальности никогда не работала. Зато она считала себя великим специалистом, поэтому, попробовав какое-нибудь блюдо, указывала на недостатки и начинала учить хозяйку, как надо его готовить. При этом никто, кроме домашних, не пробовал ничего, приготовленного Жанной Игоревной. Поэтому родственницы и знакомые не очень хотели видеть ее за своим столом.
Но редко кому удавалось сдержать ее натиск и не пригласить на юбилей или какой-нибудь семейный праздник.
Была у нее еще одна особенность: Жанна Игоревна приходила не одна, а обязательно тянула за собой еще кого-нибудь. Причем этот человек был уверен, что его пригласили хозяева и приходил с подарком.
– Это от нас двоих, – сообщала виновнику торжества Жанна Игоревна.
Лера все это хорошо знала, поэтому тут же сама позвонила Ирине – жене старшего брата Олега.
– Ира, добрый день. Жанна Игоревна сказала, что вы собираетесь на Новый год к нам. Я ей все объяснила. Когда вы договоритесь насчет того, кто что приготовит, ты мне позвони, чтобы я прикинула заранее, что на столе будет. Хорошо?
– Подожди, Лера. Мы вообще-то никуда не собираемся. А про вас я вообще первый раз слышу. К нам придет моя подруга с мужем и еще одна пара – коллега Никиты с женой, – удивилась Ирина. – И мы, кстати, тоже договорились, что будем стол вскладчину накрывать. Мне кажется, что так даже интересней – можно попробовать новое блюдо и обменяться рецептами.
– А Люся? – спросила Лера о младшей сестре мужа.
– Люся будет встречать Новый год в общежитии со своими друзьями – они сбросились, будут там праздновать.
– Понятно. Значит все, что мне поведала наша любимая свекровь, – это ее фантазии, – сделала вывод Лера. – Посмотрим, что она сама скажет.
Долго ждать не пришлось – Жанна Игоревна вышла на связь двадцать девятого.
– Лера, мы к вам не придем, – заявила она.
– А что так?
– Неожиданно планы поменялись. У Никиты появилась возможность продвижения на работе. Они с Ирой пригласили коллегу, от которого многое зависит. Так что я должна буду помочь Ирочке накрыть стол – я уже вчера с ней переговорила. И мы, конечно, с Эдуардом Петровичем, будем отмечать Новый год у Никиты и Иры. Все-таки это семейный праздник. Так что уж вы как-нибудь без нас стол накрывайте, – сообщила свекровь.
А Лера и не расстроилась.
Новый год встретили так, как планировали: нарядили елку, накрыли стол, после боя курантов Олег позвал их пятилетнего сына в детскую:
– Пошли, посмотрим, сейчас Дед Мороз на санях подарки повезет.
И что удивительно – около их дома действительно появились Дед Мороз и Снегурочка. Только они приехали не на санях, а на автомобиле и зашли в соседний подъезд.
– Папа, а ты говорил, что на санях! – удивился Матвей.
– Технический прогресс! – ответил отец. – В моем детстве они на санях ездили.
В это время Лера позвала их в комнату, где стояла елка. Под ней громоздились несколько ярких коробок.
– Подарки! – воскликнул мальчик. – А как же Дед Мороз к нам зашел? Мы не слышали.
– Он в окно залетел. Видишь – форточка открыта.
Во втором часу оделись и пошли провожать родителей, а, вернувшись домой, Лера и Олег уложили спать сына и еще немного посидели вдвоем.
– Вот такой и должен быть Новый год: тихий, семейный, – сказала Лера.
– Иногда можно и пошуметь, – возразил ей муж.
– Можно, – согласилась с ним она. – Но иногда хочется тишины.
Первого января после обеда Лера позвонила Ирине – поздравила с праздником и поинтересовалась, как они «погуляли».
– Нормально. Эдуард Петрович поднял с нами два бокала и отправился в нашу спальню. Свекровь перепробовала все блюда и подробно объяснила, чего в каждом не хватает. Но моя подруга Жанну Игоревну хорошо знает, поэтому на все ее речи не особенно реагировала. Вика – жена Вадима – коллеги Никиты – тоже все поняла. Так что все обошлось. Тем более, что Жанна Игоревна с часу до двух провисела на телефоне – обзвонила всю родню, – объяснила Ирина. – Но имей в виду: следующий Новый год – твой.
– Я уже поняла, – вздохнула Лера. – Мне надо будет еще день рождения Олега выстоять.
– Сочувствую. Приду поддержать, – ответила Ирина.
Но муж предложил Лере другой вариант:
– Давай в этом году отметим мой день рождения в ресторане. Ты наденешь нарядное платье и не будешь бегать весь вечер между кухней и комнатой. Да и мама сможет, никого не задевая, высказать свое мнение по поводу качества приготовленных блюд.
На том и порешили.
Избавиться от назойливой родни