Настя и Егор купили дачу. Обычное вроде событие. Но смотря для кого. Они шли к этому почти пять лет. И вот мечта сбылась.
Всего шесть соток в старом дачном поселке. Маленький домик: кухня и две комнаты. Зато чудесная веранда. А в саду – беседка.
Дом, конечно, нуждался в небольшом ремонте, но можно было не особо спешить и все сделать своими руками.
Самым главным при выборе дачи было то, что совсем рядом протекала речка – небольшая, один берег ее был пологий, а тот, что напротив, – высокий, испещренный ласточкиными гнездами.
– Представляешь, какой там клев по утрам, когда солнце только встает! – мечтательно протянул Егор и тут же сказал, – надо лодку покупать!
Настя не была фанатом рыбалки, ей больше понравился их берег – песчаный, кое-где поросший кустами, в тени которых можно укрыться от жаркого июльского солнца.
В общем, каждый получил то, о чем мечтал. Их сыновья четырех и шести лет были рады всему: и речке, и лесу, в котором, по словам родителей, растут ягоды и грибы, и качелям около дома.
Родственники Насти и Егора тоже оценили покупку.
– Ну, теперь будет где летом отдохнуть, – заявила Нина Григорьевна – мама Насти. – Будем приезжать к вам на выходных и во время отпуска. А через два года, когда я выйду на пенсию, буду жить здесь все лето.
Эти слова Нины Григорьевны очень удивили и ее дочь, и Егора. Дело в том, что она не любила своего зятя. И не скрывала этого.
Почему-то женщина решила, что рядовой инженер, работающий на экскаваторном заводе, не пара ее дочери.
– У тебя высшее образование, ты выросла в приличной семье, зачем тебе этот Егор? Не спеши, найдешь себе кого-нибудь получше, – говорила она Насте перед свадьбой.
– Мама, у Егора тоже высшее образование, а главное – мы любим друг друга. Не понимаю, почему ты так относишься к нему. Ты ведь тоже не из графского рода, простая приемщица в химчистке. Откуда такой снобизм?
Зять первое время пытался наладить отношения с тещей, но потом бросил это бесперспективное занятие. При всем том с отцом Насти он общался нормально – у них были общие интересы.
Настя и Егор были женаты уже больше семи лет, у них было двое детей, а Нина Григорьевна все никак не могла успокоиться. При каждом удобном случае она старалась как-то зацепить зятя.
Не удержалась и в этот раз.
– Настюша, все хорошо на вашей даче, но одно плохо: комнат в доме только две. Неужели нельзя было купить более просторный дом? Хотя, о чем это я говорю: твой Егор больше, чем до двух, считать не умеет – в квартире две комнаты, на даче – две, – съязвила она.
Егор был человеком воспитанным, поэтому не стал хамить в ответ, но, когда теща ушла, попросил жену:
– Надеюсь, ты найдешь слова, чтобы объяснить Нине Григорьевне, что ее на нашей даче не ждут. Если не поймет слов, я просто закрою дверь перед ее носом, и пусть потом не обижается.
Мать Егора на дачу сына и невестки не претендовала – у нее была своя. Екатерина Романовна уже была на пенсии, поэтому, как только таял снег и устанавливалась теплая погода, она уезжала на дачу и почти безвылазно жила там до конца сентября.
Но тут была другая беда: Екатерина Романовна была возмущена, когда узнала, что сын и невестка не собираются посадить на каждом квадратном сантиметре дачного участка картошку, огурцы, кабачки и прочие полезные культуры.
– Егор, что за барство? Земля должна работать! Если вы такие лентяи, то давайте мы с отцом приедем и посадим все сами. Рассады у меня всегда много, даже соседям раздаю, вам только полоть и поливать останется.
Тут уже встала на дыбы Настя:
– Я сделаю небольшую грядку для зелени. И все. У нас на участке есть одна яблоня и шесть ягодных кустов. Этого нам на варенье и компоты для детей хватит. Так что объясни своей маме, что мы здесь никакой плантации устраивать не собираемся.
Но больше всех их удивила Лиза – сестра Егора:
– У нас летом детский сад на месяц закрывают. Я не работаю, поэтому другой сад на это время нам не предложили. Ты ведь, Настя, все равно со своими мальчишками во время отпуска на даче жить будешь. Давай я вам Дашку на эти две недели привезу, а мы с Лешей дней на десять в Турцию сгоняем.
Вот тут Настя и Егор поняли, что у родни отличная фантазия и масса идей по поводу того, как использовать и их дачу, и их самих.
– Настя, я думаю, что надо донести нашу позицию до родственников в простой и доступной форме, – сказал Егор.
А тут и повод подвернулся – день рождения Настиного отца.
В конце вечера, когда был уже разрезан торт, разговор снова зашел об их даче.
Егор посчитал, что пришло время высказаться определенно.
– Дорогие родственники, чтобы потом не было никаких недопониманий, хочу вам сообщить, что мы купили дачу для семейного отдыха. Под семьей я подразумеваю нас с Настей и наших детей. Что там сажать, кого и когда приглашать, – все это мы будем решать вместе с Настей. Поэтому выслушайте меня внимательно. Первое: мама, не надо приезжать к нам на участок со своей рассадой. Если тебе мало той земли, что у вас с отцом есть, то рядом с вами продается еще один участок – купите его и сажайте все, что хотите. У нас будет расти только то, что посадим мы сами. Надеюсь, я понятно высказался.
Второе: Нина Григорьевна, как вы недавно совершенно верно заметили, у нас в дачном доме только две комнаты: одна – для нас с Настей, вторая – для детей. Если вы хотите провести лето на природе – снимите себе дачу. Сейчас как раз очень много объявлений. Покупая дом, мы рассчитывали только на свою семью.
И третье: Лиза, не наглей. И даже планов таких не строй.
Первой на его «спич» отреагировала теща:
– Интересно, Егор, ты тут о семье говорил. А мы разве не ваша семья?
– Вы – наши родственники, – ответил он.
– И почему ты не хочешь видеть кого-нибудь из родственников, например, меня, на вашей даче? – поинтересовалась Нина Григорьевна.
– Присутствие людей, которые не являются членами семьи, нарушает приватность. А что касается лично вас, то все просто: вы ведь не удержитесь от своих колких замечаний. Это может привести к ссоре между мной и Настей. Зачем нам это? А что касается предложения Лизы, то я вообще не понимаю, как ей это в голову пришло.
– Знаешь, братик, я тоже хочу отдохнуть, – заявила Лиза. – Хотя бы десять дней.
– Ты не работаешь. Ребенок у тебя пять дней в неделю в детском саду. От чего ты устала? Если на море хочется, летите всей семьей, – ответил Егор.
– Иногда можно родственникам и помочь, – возразила Лиза.
– Я с тобой согласна, – вступила в разговор Настя. – Помнишь, когда я Никиту рожала, надо было с кем-то оставить Даню? Ты отказалась, сказала, что не справишься с двумя. Я попросила маму. Она тоже отказалась – планировала пойти на день рождения к приятельнице. А Екатерина Романовна заявила, что у нее много работы на даче и что ей некогда. Егор тогда взял неделю за свой счет. А когда мы переезжали в двухкомнатную квартиру, твой муж, Лиза, отказался помочь нам собрать мебель. Егор тогда позвал своих друзей – они и погрузили, и разгрузили, и собрали все одним днем. О какой помощи идет речь?
– Так что – вы теперь к себе на дачу никого не пустите? – спросила Нина Григорьевна.
– Почему не пустим? Мы как раз планируем отметить день рождения Никиты на даче. Всех вас пригласим. На праздник, а не на все лето, – сказал Егор. – Столы накроем на веранде, шашлык пожарим. Милости просим!
Расходились все не очень довольные. А Нина Григорьевна на следующий день позвонила дочери:
– Настя, я не понимаю, почему твой муж так ко мне относится? Что я ему плохого сделала?
У твоих же есть деньги! – муж продолжал «качать права»