Первый раз Михаил женился через год после окончания университета. Его невесте Ирочке было двадцать лет, она работала медсестрой в кабинете стоматолога, куда Миша пришел лечить зубы.
Ему очень понравилась миниатюрная девушка с кукольным личиком, и молодой человек будто случайно встретил ее у выхода из клиники и проводил до автобусной остановки. А на следующий день он появился уже с цветами. Ирочка скромно опустила глаза, но букет приняла и разрешила проводить ее до дома.
Потом они прогуливались в парке, ходили в кино, а когда девушка сказала, что она любит цирк, Михаил тут же купил билеты на новое представление на самые хорошие места.
Так они гуляли месяца три. А однажды, когда Миша проводил Ирочку и уже собирался уходить, у девушки зазвонил телефон, и он услышал командный голос своей будущей тещи:
– Ну, и долго вы туда-сюда ходить будете? Ира, пригласи молодого человека к нам на чай.
С этого дня Михаил перешел в статус жениха Ирочки, а еще через три месяца – в статус мужа.
Поскольку своей жилплощади у Миши не было, а его мама жила в области, жить с молодой женой он стал в квартире тещи.
Поначалу все было нормально, но, когда у них родилась Дашенька и Ира уже не могла работать, теща все чаще стала сначала намекать, а потом и в открытую говорить о том, что Михаил не справляется со своими обязанностями – не содержит семью.
Зять слушал это два года, а потом хлопнул дверью. Через неделю он хотел вернуться в семью, но оказалось, что Ирочка по совету мамы уже подала на развод и на алименты.
Так Михаил снова оказался, как говорится, на «брачном рынке». Молодой интересный мужчина, правда, с алиментами.
Но ведь на каждый товар найдется свой купец. Так и Михаил всего через полгода после развода познакомился с молодой женщиной.
Знакомство произошло абсолютно случайно, в компании, куда Михаила позвал коллега, так как среди гостей дам было больше, чем мужчин, а на вечере планировались танцы.
Лидия сама пригласила его на белый танец, потом он пригласил ее. На следующей неделе они вместе поужинали, а через месяц уже частенько и завтракали вместе. Потом он переехал в квартиру Лидии, а когда она забеременела, они поженились.
Лидия родила двойню – мальчика и девочку, Артемия и Виолетту.
Михаил получал так же мало, да еще алименты платил, но его вторую жену это не волновало.
Дело в том, что у ее отца был очень успешный бизнес, она и сама у папы работала, поэтому скромный вклад в семейный бюджет мужа не мог повлиять на уровень жизни семьи.
– Лидочка, – как-то спросила невестку свекровь, – может быть, в фирме твоего папы найдется место для Миши? Так, чтобы у него зарплата повыше была? Ведь все в семью пойдет.
– Нет, Мария Петровна, я не хочу, чтобы Миша в нашей компании работал. Честно сказать, продажник из него так себе. Если бы он был хорошим специалистом, он бы и в своей компании карьеру сделал, – ответила Лида.
– Что же, получается, Миша – плохой работник? – обиделась свекровь.
– Почему плохой? Обычный менеджер, таких много.
– А что же ты за него замуж вышла? – спросила Мария Петровна.
– Потому что как мужчина он мне понравился, и я надеюсь, что буду счастлива с ним, – ответила Лидия.
И действительно, Михаил был внимательным мужем, никогда не забывал ни дату свадьбы, ни дни рождения членов семьи. Умел порадовать супругу и подарком, и букетом любимых цветов.
И отец он был прекрасный – по вечерам и в выходные любил возиться с детьми, хотя у них была няня.
Справедливо будет заметить, что и Дашу – свою дочь от первого брака – Михаил не забывал. Два раза в месяц он ходил с девочкой гулять, водил ее в кино или на аттракционы, покупал сначала игрушки, а потом милые девичьему сердцу мелочи – бижутерию, косметику, а иногда даже наряды.
Дети росли. Даша окончила школу и училась в университете. Михаил уже не платил алименты, но всегда дарил дочери подарки на день рождения, время от времени переводил ей небольшие суммы.
Артемий и Виолетта тоже готовились к экзаменам. Они уже выбрали престижные профессии.
Учились оба хорошо, но дед – отец Лидии – решил стимулировать внуков и сообщил, что тот из них, кто сумеет поступить на бюджет, получит от него шикарный подарок.
Артемий и Виолетта гадали, что собирается подарить им дед. Пытались узнать у матери, но она тоже не могла ничего сказать.
– А представь, что он нам по машине подарит? – говорил Артемий сестре.
Но они даже предположить не могли, что в августе, когда выяснится, что и внук, и внучка выполнили условия деда, он вручит им ключи от квартир.
Квартиры однокомнатные, в новом доме, в одном подъезде – у Артемия на шестом этаже, у Виолетты – на пятом.
– Отлично! – сказала Лидия и забрала у детей ключи. Пока учитесь – все равно с нами жить будете, а как дипломы получите, тогда – в свои квартиры, на свои хлеба.
Когда Михаил рассказал матери о подарке тестя, она сразу стала считать:
– Квартиры в таком хорошем месте – это же можно каждую тысяч за сорок, а то и пятьдесят в месяц сдавать.
– Нет, Лида сказала, что не будет сдавать – квартиранты, говорит, так уделают, что никаких денег на ремонт не хватит, – сообщил Михаил.
– У богатых свои причуды, – заявила мать, – но отказываться от ста тысяч в месяц? Больше миллиона в год? За пять лет – это пять-шесть миллионов! У твоей жены точно что-то с головой.
Когда Ирина и ее мать узнали, что у младших детей Михаила есть квартиры, а Даша, которая месяц назад вышла замуж, снимает вместе с мужем комнату в общежитии, они насели на бывшего мужа и зятя:
– Нет, это нормально? У них квартиры пустые стоят, а мы все вместе на съемную квартиру для Даши сбрасываемся! А она, между прочим, тоже твоя дочь! Так что давай, решай вопрос. Зарплату, небось, хорошую получаешь!
– Что вы ко мне прицепились? Это тесть ребятам подарил. А я, чтобы с моей зарплаты такую квартиру купить, должен лет пять ни есть, ни пить и пешком ходить, – пытался отбиться от них Михаил.
Несколько месяцев бывшие жена и теща не давали Михаилу покоя. Наконец он не выдержал, залез в сейф к Лидии и взял ключи от квартиры Артемия.
– Вот, пусть пока поживут, только аккуратно, чтобы, когда Тема захочет там жить, никаких следов не осталось, – сказал он, протягивая Ирине ключи.
Но Даша с мужем прожили в квартире Артемия только три месяца.
Как-то дед, проезжая вечером мимо, заметил свет в окнах квартиры. Он даже остановился, чтобы убедиться в этом. И тут же позвонил дочери:
– Лида, вы что, решили все же сдавать квартиры?
– Нет, с чего ты взял?
– Тогда возьми ключи и подъезжай к дому, я тебя здесь подожду.
Ключей от квартиры сына Лидия не нашла.
Но когда они позвонили и им открыла дверь Даша, Лида все поняла.
Скандал был не просто большой, а огромный.
Дашу с мужем выселили в этот же вечер. Они отправились в двушку к Ирине и ее матери.
И Михаилу тоже пришлось собирать свои вещи. Лидия не разрешила ему остаться даже до утра. Он отправился в гостиницу, а утром уже искал себе съемную квартиру.
Сидя в номере гостиницы, Михаил ужинал гамбургером, запивал его кефиром и думал:
– А что я такого сделал? Ведь Даша и Артемий почти родные. Почему бы брату не помочь сестре? Я хотел, что всем было хорошо, но ничего не вышло. Из-за чего такой скандал устроили? Из-за какой-то квартиры. А мне теперь в сорок пять лет жизнь с нуля начинать.