Лена Мартынова и Катя Сосновская познакомились еще в школе. Родители Кати купили новую квартиру, и девочке пришлось поменять школу, потому что ездить почти через весь город было неудобно.
Когда третьего сентября Анна Ильинична привела в седьмой «А» новенькую, свободных мест в классе было всего два: за третьей партой рядом с отличницей Кариной Воробьевой и за последней партой рядом с Леной. Новенькая села рядом с Мартыновой.
Лена, с одной стороны, обрадовалась, что теперь будет сидеть не одна, а с другой – ей было немного неуютно, потому что девочка не знала, как поведет себя новенькая. А если она присоединится к Славке Бобикову и его компании и тоже будет дразнить Лену?
Но девочки подружились. Хотя дружба у них была не совсем равная – Катя взяла Лену под свою защиту.
– Тебя Славка все время цепляет, а ты почему ему не отвечаешь? – спросила Катя.
– Понимаешь, меня папа попросил не ссориться с Бобиковым, потому что его отец недавно стал начальником цеха, в котором мой папа простой рабочий, – пояснила Лена.
– И ты все его выходки терпеть собираешься? – поинтересовалась Катя.
– А что я могу сделать? Я классной как-то пожаловалась, а она заявила, что мне надо учиться общаться с одноклассниками.
– Ладно, разберемся, – пообещала Катя.
Она действительно попыталась по-хорошему поговорить со Славкой, когда он тайком вытащил из рюкзака Лены все учебники и вытряхнул в него содержимое мусорной корзины. Но Слава слов не понял.
Уже на следующий день он пристал к Лене в столовой. На завтрак была рисовая каша, но Слава купил себе в буфете котлету с пюре, сок и булочку.
Мальчишка сел рядом, подвинул Лене свою тарелку с кашей и сказал:
– Жертвую тебе, Мартышка, рисовую кашу. Радуйся, ты хоть наешься сегодня, голодающая. Скажи спасибо. Слышишь, Мартышка, где твое спасибо?
Катя, сидевшая рядом, встала и спросила Славку:
– Я тебя вчера предупреждала, чтобы ты Ленку не трогал?
– Ах, как страшно! – изобразил испуг Слава.
Катя взяла тарелку и опрокинула ее ему на голову.
– Надеюсь, Бобик, ты теперь лучше запомнишь! – сказала она.
Конечно, был скандал. Всех вызвали в кабинет завуча.
– Сосновская, ты только появилась в классе, и сразу же начались проблемы! – заявила классная – Анна Ильинична.
– Проблемы начались раньше, но вы два года не обращали внимания, что в классе травят человека. А Лена к вам подходила, – ответила Катя. – А вы знаете, что вам за это будет, если родители Лены на вас пожалуются?
Ситуацию замяли, к Лене ни Славка, никто другой из его компании больше не приставал, а девочки так и остались подругами до окончания школы. Они и дальше дружили, только встречались уже не каждый день, потому что учились в разных университетах, да и жизнь студенческая была полна разными событиями.
Когда девушки еще только собирались поступать, они часто обсуждали, куда пойти учиться. Катя уже давно выбрала медицину, но сомневалась, поступать в медицинский университет здесь, в своем городе, или все-таки поехать в столицу.
– Конечно, в Москве учиться интереснее, но тогда маме будет совсем тяжело. У нас уже три года бабушка болеет, и мама даже уволилась, чтобы за ней ухаживать. Я тоже помогаю. А если уеду, то все на мамины плечи ляжет. Папа, конечно, тоже помогает, но он почти все время на работе, – объяснила Катя.
– А мне надо обязательно на бюджет поступить, – сказала Лена. –Мама у меня в поликлинике в регистратуре работает, зарплата совсем маленькая, так что, считай, папа один на всех зарабатывает. А у меня еще два младших брата. Я хотела на биологический факультет поступать, но мама мне посоветовала пойти на экономический. Сказала, что бухгалтер и экономист без денег никогда сидеть не будут.
– Но ты же хотела быть биологом. Не будешь потом жалеть? – спросила Катя.
– Может, и буду, – ответила Лена. – Но, знаешь, мне так надоело жить в постоянном безденежье! Родители работают, а мы все равно каждую копейку считаем. Я иногда смотрю на людей в магазинах: проходят мимо полок с продуктами, берут все, что им хочется, не глядя на цену. Тележки с горой, а они еще что-то пытаются уложить. А мы с мамой пять раз цену на то же молоко или кефир сравним, пока выберем, что взять. Обидно. Поэтому я решила, что обязательно буду хорошо зарабатывать, чтобы не разыскивать на полках желтые ценники.
– Я, конечно, не стану тебя уверять, что не в деньгах счастье, потому что хорошо, когда ты можешь себе многое позволить. Но еще есть друзья, семья, любимая работа, – сказала Катя.
– Подруга у меня есть, это ты. Семья, надеюсь, тоже будет. А работа будет любимой, если позволит мне иметь то, что я захочу. Помнишь, как в седьмом классе ты за меня заступилась? Тарелку Славке на голову надела? Я в тот день дала себе слово, что над моими детьми никто не будет смеяться из-за того, что у них телефон не той марки или из-за того, что они лето проводят у бабушки в деревне, а не на Мальдивах.
– Только смотри не перестарайся и не воспитай второго Славку Бобикова, – сказала Катя. – Во всем нужна мера.
Лене повезло: окончив университет, она стала работать в банке. Сначала она получала немного, но по мере того, как девушка продвигалась по служебной лестнице, росла и зарплата.
В двадцать шесть лет она вышла замуж. Ей и раньше делали предложения, но она ждала того, кто мог бы ей предложить не только свои чувства, но и определенный уровень жизни.
– Лен, а ведь Генка действительно любит тебя, – сказала ей как-то Катя. – Ну, нет у него своей квартиры, возьмете ипотеку, все так начинают.
– Катя, не хочу я сразу в долговую яму бросаться. Знаешь, сколько таких «Ген» берут кредиты, а потом расплатиться не могут!
Антон – ее избранник – уже в тридцать лет имел пусть небольшой, но свой бизнес. Не доставшийся ему от отца, а именно свой. И квартира у него была – двухкомнатная, но своя.
Лена не села на шею мужа, она продолжила работать, строила карьеру, и скоро у них была уже трехкомнатная квартира, а через десять лет – двухэтажный коттедж с гаражом на две машины – одна Лены, вторая – ее мужа.
Все, о чем она мечтала, теперь у нее было, даже путешествия к теплому морю не менее двух раз в год – все, как она хотела.
Муж предлагал Лене уволиться, но она не согласилась. Ей казалось, что если она перестанет работать, то все, чего ей удалось добиться, сразу исчезнет. Детьми занималась сначала няня, теперь это делает гувернантка. Готовит и убирает дом приходящая домработница.
А вот в супермаркет за продуктами Лена предпочитает ездить сама.
Ей доставляет огромное удовольствие проходить вдоль полок и, не глядя на цены, брать то, что ей приглянулось.
И она счастлива.
Катя и Лена продолжают общаться – они перезваниваются, а раз в месяц обязательно встречаются, чтобы обменяться новостями.
Катя вышла замуж за своего коллегу. У них в семье два врача – Катя стала педиатром, а ее муж – хирург. Они живут в обычной трехкомнатной квартире с двумя детьми – дочкой и сыном.
Бывает, что супруги видятся не каждый день: один приходит с дежурства, а другой уходит.
Но когда семье удается собраться вместе, да еще и бабушка с дедушкой приходят, – это настоящий праздник.
Новый год они любят встречать на даче. Во дворе растет большая ель, которую к празднику украшают разноцветными гирляндами. К этой ели после боя курантов приходят почти все соседи, которые приезжают в дачный поселок на Новогодние каникулы.
А летом на даче с детьми живет бабушка. Родители и дед работают, и могут бывать здесь только в выходные. Это обычный дачный поселок, и развлечения здесь тоже обычные: речка, грибы, ягоды, рыбалка. Но и детям, и взрослым здесь нравится.
И путешествовать Катина семья тоже любит. Вот недавно на машине в Крым ездили. И в Турции были – Кате понравилась Голубая мечеть, а ее муж и дети были в восторге от прогулки по Босфорскому проливу.
Конечно, Мальдивы, столь любимые Леной, семье ее подруги пока не по карману, но Катя тоже счастлива.
А счастье, оно ведь просто
Бывает разного роста –
От кочки и до Казбека.
В зависимости от человека.
(Эдуард Асадов)