Мама позвонила Ольге в четверг вечером.
– Оленька, какие у тебя планы на субботу? – спросила она.
– Да ничего особенного: продукты надо купить, квартиру убрать, – ответила дочь.
– Если мы с папой придем к тебе часов пять – нормально будет? – поинтересовалась мама.
– Конечно, приходите. Что-то случилось?
– Нет. Просто надо обсудить один важный вопрос.
– Понятно – семейный совет, – усмехнулась Ольга.
– Что-то вроде того, – уклончиво ответила мама.
Семь лет назад
Такой же семейный совет состоялся, когда Оля окончила университет и уже почти год отработала в конструкторском бюро.
Но тогда у нее еще не было своей квартиры, и она жила с родителями.
Совет проходил в гостиной. Кроме родителей и Ольги, на нем присутствовал ее младший брат – тринадцатилетний Денис.
– Оля, Денис, – торжественно начала мама. – Вы знаете, что недавно я получила наследство от бабушки: дом, участок земли, небольшой денежный вклад. Мы с папой решили, что деньги потратим на ремонт нашей квартиры, а дом и землю продадим и то, что выручим с продажи, поделим между вами. Пусть это будет подарок вам от бабушки Тони.
– Ура! – завопил Денис. – Я куплю себе мопед!
– Не спеши. Деньги мы положим на твой счет, и ты сможешь воспользоваться ими, когда станешь совершеннолетним и немного поумнеешь, – сказал отец.
– А ты куда потратишь свою долю? – спросила мама у Ольги.
– Не знаю. Я бы хотела купить квартиру, но там, наверное, не хватит. А ипотеку мне сейчас не дадут – надо какое-то время отработать. В общем, я все узнаю и подумаю, – сказала дочь.
Почти неделю Ольга изучала ситуацию на рынке недвижимости, прикидывала, что она сможет себе позволить на те деньги, которые переведут ей родители.
Очень помог ей совет Наташи – подруги, у которой старшая сестра с мужем недавно переехали в новую квартиру:
– Они взяли в ипотеку квартиру на стадии котлована. Ждать пришлось около двух лет и потом самим делать ремонт. Зато квартира обошлась почти на двадцать процентов дешевле.
– А где они жили эти два года?
– У Лешиных родителей.
Ольга посоветовалась с мамой, спросила, может ли она жить дома, пока не будет готова ее квартира, и через два месяца взяла ипотеку.
– Мама, может, вы и Денису квартиру купите? – предложила она родителям. – Мне кажется, что нет смысла открывать счет на него. За эти несколько лет деньги обесценятся, никакие проценты по вкладу не перекроют потери. А так, можно будет взять ему квартиру во вторичке, сдавать ее и платить банку за счет аренды.
– Денису до восемнадцати всего пять лет осталось, пусть потом сам решает, какую квартиру он хочет, может, тоже новую купит, –ответила мама.
– Дело-то не в том, когда ему восемнадцать исполнится. Вы же сами говорили, что он после девятого класса в колледж пойдет. Пока окончит, ему девятнадцать или двадцать будет. Потом он, скорее всего, в армию пойдет – вот и пройдет лет шесть или семь, – объяснила Ольга.
– Ладно, мы с отцом посоветуемся.
Но родители так и не послушали совета Ольги – деньги остались на счету Дениса. А он, когда учился на третьем курсе колледжа, сдал на права и купил себе дорогущую машину.
Это стало сюрпризом не только для сестры, но и для родителей.
Но самое плохое случилось через полгода: Денис попал в аварию и два месяца пролежал в больнице, залечивая полученные травмы. Два пассажира – его приятели – тоже пострадали, но не так сильно. А машина пошла на металлолом.
Мама тогда очень пожалела, что не послушала Ольгу.
И вот сегодня снова созывается «семейный совет». Интересно, по какому поводу?
Ольга очень удивилась, когда родители даже от чая отказались и сразу прошли в гостиную.
– Оля, мы пришли, чтобы поговорить по очень серьезному вопросу.
– Я слушаю.
– Семь лет назад мы поделили между вами бабушкино наследство. Но сейчас по факту у тебя в собственности двухкомнатная квартира, за которую ты уже выплатила кредит, а у Дениса ничего, – сказал отец.
– Но ведь я в этом не виновата. Мы получили одинаковые суммы, просто распорядились ими по-разному, – ответила Ольга.
– Нет, не одинаковые. Когда ты потратила свою часть, на эти деньги можно было купить однокомнатную квартиру. Ты взяла в ипотеку двушку. А когда Денис получил возможность воспользоваться своими деньгами, ни о какой квартире уже говорить было нельзя. Это несправедливо, – сказала мама.
– Неправда, – возразила дочь. – Денис вполне мог бы внести первый взнос. Да, ему пришлось бы доплачивать больше, чем мне, но он ведь и этого не сделал, взял и купил машину, которую к тому же разбил. И вы считаете, что за все это должна отвечать я?
– Нет, мы тебя не обвиняем. Но чтобы восстановить справедливость и сравнять стартовые позиции, ты должна отдать брату часть тех денег, которые получила от нас.
– Папа, я не улавливаю в твоих словах логики. Почему я должна платить за вашу непредусмотрительность и глупость Дениса? Мама, я же предлагала вам прямо тогда, семь лет назад, взять для Дениса квартиру. Вы отказались, сказали – пусть сам распорядится своими деньгами. Он распорядился. Теперь нет ни машины, ни денег. И я в этом точно не виновата.
– Давай не будем выяснять, кто виноват, кто не виноват, – сказал отец. – А разве ты не можешь просто помочь Денису, потому что он – твой брат?
– И что, по-твоему, я должна сделать? – спросила Ольга.
– Ты можешь продать свою квартиру и купить себе что-то поменьше – однокомнатную или студию, а разницу отдать Денису. Это будет первоначальный взнос, а мы с отцом поможем ему выплачивать ипотеку. И тебя уже больше не побеспокоим, – сказала мать.
– Мама, скажи, пожалуйста, вы всю жизнь будете с ним нянчиться? Может, Денису пора самому отвечать за свои поступки?
– А помнишь, ты попросила разрешения пожить дома до тех пор, пока не будет сдан дом, в котором ты купила квартиру? Мы тебе не отказали.
– Да, я жила у вас два года, но все это время отдавала тебе, мама, деньги и за коммуналку, и на продукты – столько, сколько ты сказала, и не спорила. Вы мне и за это счет выставите? А то, что Денис до сих пор с вами живет и ничего не платит, – это, как теперь говорят, «другое»? Почему вы с него ничего не берете?
– Все, – сказал отец. – Заканчиваем разговор. Надеюсь, что ты нас услышала. – Никто не собирается тебя грабить. Но помочь брату ты обязана. Тем более, что твоя квартира за это время стала дороже на полтора миллиона.
– Я подумаю, – ответила Ольга.
Когда родители ушли, она позвонила Наташе.
Выслушав Ольгу, та сказала:
– Да, веселая история. И что ты собираешься делать?
– Не знаю. Но я поняла, что они от меня не отстанут, – ответила Ольга.
– А помнишь Катю Попову?
– Это та, которая уехала и не сообщила родне, куда?
– Да. Но у нее была немного другая история – бабушка оставила наследство конкретно ей. Но родня на нее навалилась так, что вообще жизни не давала – требовали поделиться «по-честному». Она квартиру продала и уехала. Прошло три года, а они так и не знают, куда, – напомнила Наташа.
– У меня немного другой случай: официально наследство получила мама. Нам она его просто отдала без всякого оформления, – сказала Ольга. – И, если я просто уеду, они, чего доброго, обвинят меня в воровстве. Это, конечно, дико звучит, но я уже ничему не удивлюсь.
Через два дня Ольга позвонила родителям и сообщила, что выставила квартиру на продажу.
Покупатель нашелся быстро. Получив деньги, Ольга перевела матери ровно ту сумму, которую она получила от нее семь лет назад. Перевод сопроводила указанием: «Возвращаю долг».
Родители тут же стали присматривать квартиру для Дениса. Поскольку он только начал работать и зарплата у него была небольшая, ипотеку оформили на отца.
В тот день, когда они получили ключи, мама позвонила Ольге:
– Олюшка, приходи посмотреть, какую славную мы Денису квартирку выбрали.
– Не могу. Я уехала, буду теперь жить в другом городе. К вам не приеду и к себе не приглашаю. И вообще, мама, вы мне больше не звоните.
Она действительно переехала, причем не в соседнюю область, а гораздо дальше – в город, где у них не было родни.
Ольга снова влезла в ипотеку, правда, квартиру взяла однокомнатную – на большее денег не хватило.
После разговора с матерью она сменила номер. Теперь его знала только Наташа.
Если тебя всё не устраивает — собирай вещи и уходи, — сказал теще Алексей