— А что же Раиса не пришла? Всё-таки тут такое дело… – со старушечьим интересом шёпотом расспрашивала бабуля.
— Не последний человек, так сказать. Мать будущего мужа, ей бы в первых рядах.
Кто ж как не она плечо должна подставить? Вот у меня свекровь была…
ЧАСТЬ 4
— На нас, Серёж, не рассчитывай! — Раиса суетилась в своей комнате.
— Мам, вы чего? Гале сейчас как никогда помощь нужна.
Сергей сидел в кресле у шкафа, широко расставив ноги и опираясь локтями на колени.
Наблюдал, как мать перебирает платья. Прикладывает к себе то одно, то другое, крутясь у зеркала, прежде чем аккуратно сложить очередную тряпку и отправить в большой кожаный чемодан.
— Что ей совсем некому помочь? Вон на свадьбу человек тридцать с её стороны собиралось. И что, из этого количества родственников никто не соизволит подсобить Гале?
— Так мы что чужие?
— Ну так-то, да. Вы ещё не женаты. — Раиса продолжала копаться в шкафу.
— Что люди про нас скажут? — пытался увещевать он мать.
— А мне всё равно. Они всегда говорили и говорить будут.
— Мам…
— Даже не проси. Придумай что-нибудь. И я не могу Милу одну отпустить, тобой уже наученная. — Раиса специально напомнила сыну про его проступок, чтобы поставить точку в разговоре.
Мила продолжала обижаться на Сергея.
— Вот ещё… моей ноги там точно не будет. Сколько ещё таких Галь на свете?! Доказательство тому мы получили недавно. — бубнила Мила в своей комнате, пакуя свои вещи.
Несмотря на просьбы сына, мать и сестра категорически отказались присутствовать как на похоронах, так и на поминках Натальи.
Затея со скорой женитьбой сына, история со Светланой, да ещё и кончина матери невесты — вывели из себя Раю.
Если поначалу с первым она ещё как-то готова была примириться, лишь бы сын не пошёл по наклонной, обвинив её в будущем, что именно она стала причиной его загубленной жизни. Таких примеров Раиса знала множество от своих коллег.
То всё остальное восприняла как знак: неправильный путь выбран, коли одни препятствия на каждом шагу. Ничего хорошего не жди, если всё идёт через пень колоду.
Не созрел для серьёзных отношений её Сергей. С созданием семьи торопливость неуместна.
— Подумай, Серёж, пока нас не будет. Повремени. Осмотрись. Может, не стоит со свадьбой спешить? Да и какой теперь праздник, если мать у Гали твоей померла? Повстречаетесь год — другой, поживёте вместе, а потом видно будет.
— Мам, ты о чём? Галя у меня не такая! Понимаешь? И я уверен в своих чувствах! — раздувал ноздри сын.
— Ты не кипятись как чайник, вон, пар из ушей валит! Мать тебе плохого не желает… Впрочем, как знаешь, но потом ко мне жалиться не приходи!
— Я и не собираюсь. Праздника конечно не будет, но с Галей мы обязательно распишемся. Жить будем у неё.
— Вот и замечательно, потому что у нас средств больше нет, благодаря твоей хорошей знакомой. И тащить вас на себе не собираюсь, тем более вы при работе. Вот и рассчитываете на свои силы. И так избаловала вас до нельзя.
— Я-то в чём виновата?! — отозвалась Мила, которая прекрасно слышала о чём говорят мать и брат.
— Ты тормозок в дорогу собрала? — Раиса переключилась на дочь.
— Так всё с утра готово, сейчас из холодильника достану.
Сергей не проводил мать и сестру на железнодорожный вокзал. Он поспешил к невесте.
Никто из родственников не спешил помогать Гале. Она обзвонила всех, кто был записан в записной книжке матери и кого Наталья хотела позвать на её свадьбу.
Но ни один из них не поинтересовался: нужна ли помощь? Они только спрашивали: когда и куда приехать, чтобы проститься с упокоившейся? А кто-то и вовсе принёс свои соболезнования и под разными предлогами отказался приехать на траурное мероприятие.
Галя лично знала не всех тех, кого обзванивала, да и состояние, в котором она была, оставляло желать лучшего. Она выплакала к тому времени все слёзы.
Даже когда Сергей сообщил, что мать и сестра уехали на море, Галя никак не отреагировала, восприняла это с равнодушием. Она словно впала в забытьё. Жених был рядом. Он взял на себя все организационные моменты.
Девочки с работы Галины помогли в приготовлении поминального стола.
— Свекровь и золовка не пришли, не поддержали в самый трудный момент Галочку…
— Вот это да… Просто нелюди какие-то. Девчонка одна осталась.
— Уж точно не повезло с будущими родственниками. Они своим поступком показали истинное отношение к невестке.
— Боязно представить, как же Галочке нашей нелегко. Наплачется она ещё от этих, как пить дать, наплачется. — шептались девчонки на кухне.
Родственники и соседи Галины гудели в зале за столом. Молодая хозяйка изредка показывалась, чтобы посмотреть всё ли в порядке. Сергей поддерживал под руку невесту, отводил в комнату и заверял, что не стоит беспокоиться, у него всё под контролем.
Галина, оставшись одна, закрывала опухшие красные глаза и отключалась, обессиленная от нескольких дней проведённых без сна.
— Как жалко… Такая молодая… Наташка-Наташка… — сокрушалась троюродная сестра Натальи. — Ей бы жить ещё… Дочку замуж не успела отдать.
— Девка одна осталась. Без матери, что без защиты.
— Да у неё жених хороший. Наталья знала, на кого оставила. С таким, как за каменной горой. Парень видный, шустрый. Галю видно, что любит. Не пропадёт девчонка… не пропадёт.
Когда Галя очнулась, в соседней комнате было тихо. Родственники разошлись. Коллеги Галины мыли посуду. Сергей стоял у окна на кухне, а соседка баба Зина сидела на углу стола и тихонько с воодушевлением вспоминала свои молодые годы.
— Галя… детка, – зашамкала бабулечка беззубым ртом, – крепись, милая.
Галя кивнула и сжала губы. Она присела рядом со старушкой. Одна из девушек поставила на стол бокал чая.
— Давай, горяченького.
— Может, покушаешь?
— Нет, не хочу. Спасибо, девочки.
— Посуду мы перемыли, всё убрали. Мы пойдём.
Сергей последовал в коридор, проводить девушек. Молодая хозяйка осталась на кухне с соседкой.
— По сих пор не верится… Молодая, здоровая и вот так… Дочка, ты если что обращайся. Вы мне как родные.
— Спасибо, баб Зин. – выдавила из себя Галя.
— А что же Раиса не пришла? Всё-таки тут такое дело… – со старушечьим интересом шёпотом расспрашивала бабуля. — Не последний человек, так сказать. Мать будущего мужа, ей бы в первых рядах. Кто ж как не она плечо должна подставить? Вот у меня свекровь была…
Галя ничего не ответила. Да и что тут говорить? Оправдывать Раю? Бабуля была права. Рая не позвонила, не пришла, хотя живут они рядом. Странное поведение, будто у незнакомого человека горе случилось.
Сергей начинал тяготиться присутствием соседки. А бабуля будто не замечала и не спешила уходить. Вот досадливая старуха. Накормили, напоили, чего ей ещё надо?
— Галь, а я всё спросить хотела: кто та девушка, что к мамке твоей приходила, в тот день, когда её в больницу увезли?
Сергей курил на балконе и, услышав последнюю фразу в приоткрытую дверь, зашёлся кашлем.
— Какая девушка? – удивлённо переспросила Галина.
— Я как раз из квартиры выходила. Я в это время за молоком на рынок хожу, за домашним… Слышу, что Наташа с какой-то девчонкой разговаривает, а потом та в квартиру вошла…
Галя округлила глаза, не понимая о ком говорит баба Зина. И кто мог к ним приходить в тот злополучный день?
Лицо Сергея сделалось лиловым от напряжения. Только не сейчас. Ещё чего ему не хватало, чтобы Галя заинтересовалась словами надоедливой старухи.

Развод отменяется